Стекло в Римской империи
Римская империя, как и всякая другая после нее, жила не только войнами, но и торговлей, а значит ремеслами, которые эти товары создавали. Границы римской империи были столь широки, что после ее распада в смутное Средневековье центры стеклоделия разбежались по Европе и ближнему Востоку. Они то и стали впоследствии при формировании новых Европейских государств теми точками или центрами кристаллизации, из которых сформировались новые стеклодельческие центры, выросли мастера и появились школы.
Конечно, стеклянные бутыли, изготовленные мастерами первого тысячелетия новой эры, не были столь изящны, как их сегодняшние собратья. Но они были прозрачны и великолепно сохраняли помещенный в них продукт. Самое удивительное, что прозрачность тогда не считали таким уж великим достоинством и всячески стремились получить окрашенные в чистые цвета стекла. Причем не только в традиционные сине-зелено-коричневые оттенки, для получения которых использовали кобальт, хром или марганец. Нет! Красное и розовое, золотисто-зеленое!
Стеклоделы XXI столетия знают, как непросто получить такие стекла, особенно если в качестве красителей выступают золото (красный) или соли урана (золотисто-зеленый). С этими красными стеклами вообще непростая история, поскольку секрет их получения теряли и находили неоднократно. Но первыми были стеклоделы Римской империи. Откуда вообще возникла идея использовать золото в качестве красителя? Здесь снова можно включить фантазию и представить такую ситуацию.
Женщины во все века стремились украсить себя и оценить свою внешность, и лучшим помощником для них всегда было зеркало. Но зеркало на пороге старой и новой эры было совсем не таким, каким мы привыкли его видеть. Чаще всего это был хорошо отполированный металлический диск, а до этого просто сосуд с водой. С появлением прозрачного стекла пытались приклеивать тонкую металлическую фольгу к хорошо отполированной стеклянной пластине – вот он прообраз современного зеркала. Но приклеенный металл плохо держался, фольга мялась и царапалась и искажала изображение, поэтому во времена Римской империи зеркало не получилось. Зато получилось другое.
Стеклодувы, с появлением волшебного инструмента - трубки - стали делать не только однослойные сосуды, но и изделия, состоящие из нескольких слоев стекла – цветного и бесцветного, а иногда прокладывать между слоями стекла серебряную, золотую или медную фольгу. И, оказалось, что в некоторых случаях стекло, окружающее фольгу, меняло цвет! Правда устойчивая желтая окраска получалась только вокруг серебряной фольги. Медная была самой капризной, сама меняла цвет - темнела, а стекло вокруг нее получалось то сероватым, то коричневатым. А вокруг золотых пластинок ничего не было видно. Но однажды (как все-таки здорово, когда наступает такое однажды!) мастер заметил красноватое окрашивание вокруг золотой пластинки у сосуда, который он несколько раз нагревал и охлаждал в процессе формования. Его это удивило, он повторил эксперимент несколько раз и в результате научился получать красные оттенки разной интенсивности, обусловленные присутствием в стекле коллоидных частиц металлического золота. Остается только гадать, как он вводил эти частицы в состав стекла, поскольку получать растворы солей благородных металлов химики научились гораздо позже, а чтобы растворить золото до атомарного состояния в стекольном расплаве, нужны были температуры варки стекол более высокие, чем тогда могли достичь.
Если сказать об этих достижениях языком современного технолога, то мастера Римской империи умели окрашивать стекла ионными (соединения меди, железа, кобальта, никеля, урана, марганца), но и коллоидными красителями и знали, как наводить цвет для получения красного стекла. Расскажи им об этом, используя такую терминологию, наверное, камнями бы закидали. Ну, атом еще куда ни шло, а ион? Или коллоидная частица? Хорошо, что тамошние мастера, не мудрствуя лукаво, варили такие необыкновенные стекла и дали возможность потомкам восхищаться их умением спустя пару тысячелетий!