Легенда о египетском стекле
Оно бывает жидким и твердым, прозрачным и абсолютно черным, гладким и шероховатым. О его изобретении складывают легенды, ибо никто точно не знает, кто первый его придумал, а за разглашение секретов изготовления в средние века преследовали и убивали. Оно есть и в храме и кабаке, под водой и в космическом пространстве, в каждой прихожей и кухне. Мы настолько привыкли к его присутствию, что даже не задумываемся, что будет, если в один прекрасный день оно исчезнет.
Думаю, что читатели уже догадались, что речь идет о стекле – удивительном материале, который известен более четырех тысячелетий, но до сих пор хранит тайну своего строения.
Оглянитесь вокруг и сосчитайте, сколько изделий из стекла окружают нас в повседневной жизни.
А началась его история в Древнем Египте, когда мастера – керамики покрывали голубовато-зеленоватой стеклянной глазурью плитки для украшения стен храма. Оно тогда совсем не было похоже на то, что теперь называют стеклом. Его главное достоинство – прозрачность – никому не было известно.
Так бы до сих пор и покрывали глазурью плитки, если бы однажды мастер не заметил, что после обжига плиток в костре остались круглые голубовато-зеленоватые шарики, напоминающие бирюзу и малахит. Это лишняя глазурь «сползла» с плитки и капнула в огонь, а потом застыла в виде шарика, похожего на драгоценный камень. Цветные камни, из которых делали женские украшения, ценились всегда и первые цветные стекла старались сделать похожими на натуральные камни – сапфиры, гранаты, малахиты, сердолики и многие другие, в зависимости от того, в чем была потребность. Вот тогда-то и задумались о прозрачности – как иначе сделать сапфир или гранат?
Дальше – больше. Бусы делали с помощью керамического сердечника, чтобы сразу получалась дырочка для нанизывания. А раз можно сделать бусину с отверстием, почему бы не сделать тем же методом сосуд для благовоний? Совсем маленький, высотой не больше 5 – 7 сантиметров. Древние сосуды, датированные вторым тысячелетием до новой эры, поражают яркостью цветов и разнообразием приемов декорирования, которые придумывали первые мастера, чтобы каждый сосуд был лучше другого. Между тем мастерство стеклоделов совершенствовалось. Они научились получать стекло нужного цвета и доваривать его в плоских чашах, чтобы освободиться от пузырей. Вязко-текучую массу выливали в форму и прессовали, чтобы изготовить тарелку или блюдо, или наматывали на песчаные сердечники, чтобы получить полые изделия. Считают, что стеклянная тара началась именно тогда, но никто и представить себе не мог как широко она, через пару тысячелетий, заменит керамическую. Фигурки священных животных и египетских богов, глазурованные или прессованные из непрозрачного стекла сохранились до наших дней. У египтян получались даже бесцветные стекла, но это было скорее случайностью, чем желанием получить новый материал.
Древнее египетское царство постигла участь большинства империй – его завоевали римляне и вместе с ним получили все ремесла. Роль римских мастеров в истории стекла трудно переоценить. Им выпала честь придумать предмет, совершивший переворот в технологии стекла и остаться в истории империей, давшей человеку выдувную трубку. К тому времени была отработана технология бесцветного стекла и вполне естественно, что первые стеклянные рюмки, бокалы и фужеры стали выпускать именно в римской империи.
Мастерству древних стеклоделов не перестаешь удивляться. Они плавили сырьевые компоненты в глиняных чашах на огне костров, на глаз определяли степень готовности стекла к формованию, не имели ни малейшего представления о согласованности коэффициентов расширения для разных стекол в одном изделии, но создали столько удивительных форм и способов декорирования, что их с лихвой хватило до самой эпохи Возрождения.
До лазеров, флоат-способа и нанотехнологий оставалось два тысячелетия. Но где бы мы были сейчас, если бы не они?